Термин SAPS составлен из первых букв английских наименований некоторых элементов, входящих в состав масла.
S (“sulfated”) Сульфатная
A (“ash”) Зола
P (“phosphorous”) Фосфор
S (“sulphur”) Сера
Сульфатная зола из моторного масла может способствовать забиванию сажевых фильтров и сажеуловителей с постоянной регенерацией. Это приведёт к увеличению противодавления в двигателе и повышению расхода топлива.
Фосфор из моторного масла может способствовать дезактивации каталитических нейтрализаторов, что повысит токсичность отработавших газов.
Сера из моторного масла способствует забиванию удерживающих NOx систем (ловушек NOx), а потеря чувствительности уменьшает каталитическое восстановление (уловители deNoх).
Но означает ли это, что чем меньше сульфатной золы в масле, тем лучше? Ответ однозначно - нет.
Что вообще образует сульфатную золу в моторном масле? Это кальциево-магниевые присадки, цинк, молибден, бор и другие металлы, которые добавляются в масло на этапе производства для улучшения антифрикционных свойств, то есть снижения трения и защиты от износа.
Теперь вообще непонятно - сульфатная зольность это хорошо или плохо?
На самом деле, однозначного ответа нет, так как этот вопрос можно рассматривать индивидуально в каждом случае. К примеру, заливка более дорогого моторного низкозольного масла в автомобиль без прямого впрыска и без сажевого фильтра не приведет к положительному эффекту, а наоборот снизит запас по пробегу межсервисного интервала, так как у низкозольных масел, как правило, ниже щелочное число.
Так и наоборот, если залить полнозольное масло в автомобиль с прямым впрыском, на котором присутствует расход масла на угар из-за неполного смывания со стенок цилиндра маслосъемными кольцами по различным причинам, в таком случае при сгорании масла будет образовываться зола в камере сгорания, что соответственно приведет к забиванию топливных форсунок и к снижение КПД двигателя. Тоже самое касается сажевых фильтров и трехступенчатых катализаторов.
Зольность масла - это хорошо для смазывания двигателя, так как антифрикционные присадки хорошо влияют на ресурс. Но всё хорошо в меру, так как превышение может иметь обратный эффект и сами присадки могут стать причиной износа, поэтому не стоит перегибать и дополнительно заливать такие добавки, особенно молибден.
Зольность масла - это плохо для камеры сгорания, так как остатки сгоревшего масла могут забивать топливные форсунки и элементы выхлопной системы.
На данный момент мировая тенденция - это сокращение вредных выбросов в атмосферу, в связи с этим многие автопроизводители стремятся к выполнению экологических норм, что заставляет нефтяные и химические производства снижать зольность масла, при этом стараясь сохранить его главные функции: защиту от износа и отложений. Моторные масла постоянно совершенствуются, полный химический состав многими производителями держится в секрете.
Какой можно сделать вывод?
Самый простой способ - следовать мануалу.
Самый правильный способ - выбор правильного моторного масла исходя из всех параметров.
Не всегда масло "по мануалу" будет лучшим решением. Например, мы лично проверили в лаборатории, что малозольное моторное масло с допуском ACEA C1, рекомендованное Range Rover, не отрабатывает межсервисный интервал, а среднезольное масло ACEA C2 отрабатывает, при этом нет никаких проблем с выхлопной системой.
Так же, на примере Hyundai или KIA без прямого впрыска: рекомендовано моторное масло класса ACEA C3, сделано это автопроизводителем для "перестраховки", так как масла этого класса маловероятно могут содержать в составе минеральную базу, эти масла как правило идут как премиум линейка у производителей масла, а по факту для двигателя не хуже будет масло как и ACEA C2, так и A5/B5, особенно при удалении катализатора.
Вы всегда можете обратиться к менеджерам нашей компании Автомасла33.рф, и мы подберем оптимальный для вас продукт исходя из всех факторов и опыта применения, подкрепленного лабораторными испытаниями моторного масла в независимой лаборатории.